Бывший сотрудник Пентагона и эксперт по Турции, научный сотрудник Американского института предпринимательства (American Enterprise Institute for Public Policy Research), писатель Майкл Рубин (Michael Rubin) считает, что Белый дом должно заботить не то, как стать хорошим другом Турции, а как использовать развал этой страны. «Находится ли Турция на пути к хаосу, коллапсу или государственному провалу? К сожалению, ответ на этот вопрос может быть положительным. Президент Реджеп Тайип Эрдоган загоняет Турцию в пропасть, из которой ей не выбраться целой и невредимой», – пишет Рубин.
В статье Рубин утверждает, что Турция возможно весьма близка к хаосу: «Страна, достигшая предела ненависти из-за нерешенности проблем правовыми способами или через выборы, находится на расстоянии выстрела от хаоса. Турция не сможет выбраться из этой пропасти как единое целое».
Со стороны Турция может казаться стабильной, но на самом деле находится на грани краха
Рубин особо подчеркнул: «Сегодня Турция может показаться стабильной, но на самом деле находится на грани краха. Наследие Эрдогана, почти 15 лет находящегося у власти, разрушило фундамент, на котором строилась стабильность Турции. Консолидированная власть не оставляет никого готового заменить Эрдогана, если он умрет или оставит должность. Громогласность Эрдогана обратно пропорциональна его силе. Чтобы укрепить свое положение он наращивает антиамериканские позиции. Белый дом и Пентагон должны задаться вопросом не о том, как стать хорошими друзьями с Турцией, а как справиться с ее падением».
Приводим вашему вниманию перевод статьи Майкла Рубина «Турция катится к хаосу», опубликованная на сайте Американского института предпринимательства www.aei.org
Турция катится к хаосу Майкл Рубин
Президент Дональд Трамп не ошибся, когда в мае назвал Турцию «столпом в холодной войне против коммунизма» и «бастионом против советской экспансии». В предыдущую эпоху, когда наземные вторжения представляли большую стратегическою опасность, Турция, находящаяся прямо между Восточной Европой и Ближним Востоком, сделала свою авиационную базу в Инджирлик незаменимым активом для американских военных. У турецкой нации также была сильная армия и идеологическая готовность противостоять западным либеральным ценностям, фактически вынуждая США полагаться на неё как на партнера по обеспечению безопасности, несмотря на периодически возникающие вопросы о демократии, правах человека и государственном управлении. Но такие дни закончились.
В эпоху крылатых ракет и воздушных средств дальнего действия США способны поразить цели в Сирии из Румынии, Иордании и даже из курдских районов Ирака, не используя базу в турецком Инджирлике. Однако поветска о приверженности Турции нормам демократии и возможного присоединения к Европейскому Союзу были заменены гораздо более срочным вопросом: находится ли Турция на пути к хаосу, коллапсу или государственному провалу? К сожалению ответ может быть положительным. Президент Реджеп Тайип Эрдоган загоняет Турцию в пропасть, из которой ей не выбраться целой и невредимой.
Победа с минимальным отрывом
Во-первых, рассмотрим политическое устройство Турции. Эрдоган считает себя могущественным человеком и находится на пике свое власти. Абсолютно подконтрольная ему Партия справедливости и развития семь раз подряд побеждала на местных, парламентских и президентских выборах, по длительности правления он может сравниться лишь с основателем республики Мустафой Кемалем Ататюрком.
После конституционного референдума 16 апреля 2017 года Эрдоган заявил об уверенной победе. Он встретил своих многочисленных сторонников словами «Мы проводим самую важную реформу в истории нашего государства». Победив с минимальным отрывом на референдуме, который по оценке международных наблюдателей, в частности экспертов от ОБСЕ, не был справедливым и свободным, но не смотря на значительную потерю поддержки населения Эрдоган, объявив чрезвычайное положение, получил контроль над судебной системой и государственной властью с целью преследования своих оппонентов.
Для создания сильного имиджа Эрдоган заставил замолчать оппонентов
Но, неужели Эрдоган так силен как кажется? Внешность может быть обманчива. В электоральный период он выиграл большинство голосов только дважды – сначала на президентских выборах 2014 года, а затем на недавнем референдуме. Чтобы создать мощный имидж Эрдоган взял под контроль средства массовой информации, заставил замолчать инакомыслие. Между тем, наряду с многочисленными сторонниками, есть и большое количество турок, которые против Эрдогана. Он опасным образом поляризовал общество.
Сегодняшние события напоминают поляризацию общества в 70-е годы
Мы не можем сказать, что разделение всегда приводит к беспорядкам, но история говорит сама за себя. Сегодняшние события напоминают о поляризации Турции в 1960-е и 1970-е годы. Забастовки, годы беспорядков, полных уличных войн и политических убийств между бандами левого и правого крыла, спровоцировало появление террористических и повстанческих групп таких как Революционная Народно-освободительная партия-фронт (DHKP-C) и Рабочая партия Курдистана (PKK), которые по-прежнему активны. В борьбе с этими группировками погибло более 40 тысяч человек и это число продолжает расти.
Эрдоган высказался о попытке переворота как о милости Аллаха
Если сравнивать прошлые попытки государственного переворота, то они останутся в тени по сравнению с июльским путчем. Эрдоган назвал неудавшийся переворот «милостью от Аллаха», так как это позволит преследовать политических противников. На сегодняшний день Эрдоган уволил 140000 госслужащих, больше 50000 арестованы и это число растет с каждым днём. Доказательства для чистки не отличаются по своей сомнительности от доказательств, обеспечивавших нейтрализацию предыдущих противников с одним единственным различием – Эрдоган ликвидировал остатки независимой судебной системы и таким образом исключил какую-либо возможность для заключенных защитить себя в правовом поле.
Турция находится в шаге от хаоса
Жалкое положение семей и отстранение детей от школ и учебы может подтолкнуть на вынашивание планов мести. Страна, достигшая предела ненависти из-за нерешенности проблем правовыми способами или через выборы, находится на расстоянии выстрела от хаоса. Потеря политической стабильности может быть не единственной проблемой с которой столкнется Турция. В то же время страна сталкивается с новыми террористическими угрозами в момент, когда является самой слабой в плане безопасности. После того, как Пакистан, Сирия и Саудовская Аравия поддержали радикальные исламистские группировки, они стали подвергаться террористическим атака. Но, похоже Эрдоган считает, что это никак не повлияет на Турцию и начинает активно поддерживать террористические группировки Аль-Каиды и облегчает транзит иностранных боевиков в Сирию. Радикалы, которых Турция до недавнего времени поддерживала, теперь угрожают ей самой.
Турецкая разведка способствовала радикалам перескать границу
До недавнего времени турецкие службы безопасности были способны воспрепятствовать нападению террористов, но сейчас это стало невозможно. Причина этому проблемы с намерениями и компетенцией. Более 30 лет террористы нацелены на Турцию, но большинство попыток было пресечено турецкими спецслужбами на границе или на подступах к ней. Теперь же, пока ведущих турецких журналистов сажают в тюрьмы за то, что они нашли подтверждения этим фактам, турецкая разведывательная служба продолжает помогать исламским радикалам пересекать границу.
Главное – лояльностью Эрдогану, а не квалификация
Предположим, что турецкая разведка вела двойную игру, а что насчет профессиональных военных и полицейских Турции? Пока Эрдоган не укрепил свои позиции, он использовал их в своих целях в игре с Западом. Европейские и американские дипломаты не соглашались с тем, что последствия могут быть опасными, если не будет создан прочный альтернативный баланс до того, как будет отменено давнее влияние войск на политику. Эрдоган поощрял такие взгляды. Он неоднократно выражал свою приверженность демократии и использовал реформы, требуемые в рамках процесса присоединения к Европейскому союзу, чтобы ослабить внутреннее влияние генералов Турции. Возможно, он даже шантажировал высших должностных лиц (например, бывшего начальника Генштаба Яшара Буюканита), чтобы они не выступали против. Моральный дух турецких солдат резко упал. Даже если турецкие военные и полицейские и хотели бы защищать свою родину, они этого сделать больше не смогут. Массовая чистка после путча разрушила карьеры тысяч самых опытных военных, полицейских и сотрудников органов по борьбе с терроризмом. Чтобы получить освободившиеся места в рядах армии и полиции теперь в приоритете лояльность Эрдогану, а не профессиональная квалификация.
Эрдоган подлил масла в огонь, отправив вооруженные силы Турции в Сирию
Тем временем, отправив вооруженные силы Турции в Сирию, в основном не для борьбы с ИГИЛ*, а больше для борьбы с курдами Сирии, Эрдоган только подлил масла в огонь. В 1980 и 1990 годах во время антитеррористических операций на юго-востоке страны, где в основном проживают Курды, турецкая армия уничтожила сотни курдских городов и деревень. Лишившиеся своих поселений курды бежали в большие города, такие как Анкара, Стамбул, Измир и другие. Таким образом, когда вспыхивает этническое насилие оно напрямую влияет на экономические, культурные и туристические центры Турции. В долгосрочной перспективе из-за отсутствия стратегии выхода из Сирии, безопасность и экономика Турции могут погрузиться в болотную трясину.
По сути, борьба с протестным движением Турции и военные конфликты в стране привели к тому, что турецкая экономика дошла до предела. Это иронично, потому что Эрдоган и его партия пришли к власти за счет политической элиты, инфляции и экономического спада. Грубо говоря, с первого взгляда экономика Турции кажется надежной. 17-я по величине экономика в мире, соотношение долга Турции к ВВП лучше чем в США, около 35 процентов. Благодаря такому успеху Эрдоган смог упрочить свои позиции но не на столько, на сколько хотелось бы. Он воспользовался т.н. «зеленым капиталом» – незарегистрированными деньгами доноров в Катаре и Саудовской Аравии, воспользовался демографическим разрывом, когда в среднем классе снизилась показатели смертности и рождаемости. (Тот же феномен привел к росту Восточной Азии в 1980-х и 1990-х годах.). Тем не менее ни что не может замаскировать сигнализирующие признаки того, что экономика Турции столкнулась с резким падением и находится на грани. За последние пять лет турецкая валюта потеряла половину своей долларовой стоимости. За последние девять лет инфляция находится на самом высоком уровне. Частные долги быстро выросли и банки оказались в риске. Действительно, международные кредиторы теперь бегут из турецких банков. Вместо того, чтобы решать эти проблемы, Эрдоган предпочитает игнорировать их. В конце концов Standard & Poor’s, Fitch и Moody снизили рейтинг Турции, однако Эрдоган заявил, что это не имеет значения и обвинил их в заговоре. Подстрекатели от ПСР запускают кампании против международных аналитиков и банков, которые ставят под сомнение финансовое положение Турции.
Турция может казаться стабильной, но на самом деле находится на грани краха
Автор статьи Майкл Рубин особо подчеркнул: «Сегодня Турция может показаться стабильной, но на самом деле находится на грани краха. Наследие Эрдогана, почти 15 лет находящегося у власти, разрушило фундамент, на котором строилась стабильность Турции. Консолидированная власть не оставляет никого готового заменить Эрдогана, если он умрет или оставит должность. Громогласность Эрдогана обратно пропорциональна его силе. Чтобы укрепить свое положение он наращивает антиамериканские позиции. Белый дом и Пентагон должны задаться вопросом не о том, как стать хорошими друзьями с Турцией, а как справиться с ее падением».
ИГИЛ* – террористическая организация, запрещенная во многих странах мира
Перевод: источник www.odatv.com